Версия для слабовидящих
«Огонёк»
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 2
Общая информация
Использование речевых игр и упражнений для развития фонематического восприятия и слуха.

Использование речевых игр и упражнений для развития фонематического восприятия и слуха.

Фонематический слух – это способность человека распознавать речевые звуки. Он формируется у детей при восприятии  устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов.

Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать в своей речи и в речи окружающих звуковой состав слова. Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.

Развитие фонематического восприятия проводится в  несколько этапов.

Задания выполняются  последовательно от этапа  к этапу, нельзя переходить к  заданиям следующего этапа, пока не выполнены безошибочно задания текущего.

1 Узнавание и различение неречевых звуков.

Неречевой (физический) слух — это улавливание и дифференци­ация различных звуков окружающего мира (кроме звуков челове­ческой речи), различение звуков по громкости, а также определе­ние источника и направления звука.Неречевые звуки играют большую роль в ориенти­ровании человека в окружающем мире. Различение неречевых зву­ков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых су­ществ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориенти­роваться в пространстве, определять свое местонахождение.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков советуем соблюдать следующую последовательность:

звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;

звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т.д.;

звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шурша­ние пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т.п.;

транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т.п.;

звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремуш­ки, свистульки, трещотки, пищалки;

звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бу­бен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

2 Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

На протяжении данного этапа детей учат различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

3 Различение близких по звуковому составу слов.

Используются игры с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся одним звуком.

4 Дифференциация слогов.

В психолингвистической литературе отмечается, что единицей восприятия речи является слог, поскольку слоги идентифицируются быстрее, чем другие единицы речи (А.А. Залевская).  При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется приём повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далёкими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

5 Дифференциация фонем.

Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки ( с постепенным переходом от акустически далёких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Начинать нужно с дифференциации гласных звуков. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

6 Развитие навыков элементарного звукового анализа.

В развитии фонематического слуха сознательный звуковой анализ и синтез играет большую роль, способствуя, с одной стороны, развитию понимания речи, т.е. дети лучше воспринимают и различают морфологические единицы, предлоги, словообразовательные модели, с другой стороны, оказывая положительное влияние на овладение грамотой (Р.Е. Левина).

 

Игры на развитие фонематического восприятия.

«Кто позвал?»

Водящему закрывают глаза повязкой, остальные дети становятся вокруг него.

Один из детей  должен по имени позвать, а тот должен  отгадать, кто позвал.

 

 «Кто пришёл в гости?»

Педагог  знакомит детей со звучащими игрушками – бубном, погремушкой, барабаном. Потом сообщает, что к ним в гости собираются мишка, зайка и лисичка. Мишка придёт в гости с барабаном, зайка – с погремушкой, лисичка – с бубном. За ширмой звучит игрушка. Дети должны догадаться, кто идёт в гости. Если дети угадали, игрушка появляется из-за ширмы.

 

 «Кто кричит?»

Педагог знакомит с игрушечными уточкой, пчёлкой, кошечкой. Потом имитирует крик утки, жужжание пчелы, мяуканье кошки. Дети должны догадаться, кто кричит. Аналогично можно имитировать крик животных, птиц, насекомых.

 

 «Угадай, на чём играют?»

 Педагог знакомит детей со звучащими игрушками, например с барабаном, дудочкой, колокольчиком. По очереди дети отворачиваются и отгадывают , какая игрушка звучит.

 

 «Три медведя».

Педагог  выставляет картинки с изображением медведей (Из сказки «Три медведя»).

Потом произносит фразу из сказки разными голосами. Например, «кто ел из моей миски?» дети должны отгадать, кто сказал эту фразу.

 

«Чудо-звуки»

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весен­нюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, го­лоса животных. Обсудите ус­лышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. На­чинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различа­ющихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосу­лек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услы­шать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят кома­ры. В городе постоянный шу­мовой фон: машины, поезда, голоса людей. А еще не забывайте про запахи — это опоры вашего малыша в жизни.

Слушай, пробуй, как звучит

Исследуйте звуковую при­роду любых предметов и ма­териалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно сту­чать, топать, бросать, перели­вать, рвать, хлопать.

 

«Угадай, что звучало»

Проанализируйте с ребен­ком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефон­ный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и ки­пящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с откры­тыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их ко­личество с одного-двух до семи-десяти.

 

«Где позвонили»

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой зву­чащий предмет. Ребенок за­крывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звени­те (гремите, шумите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на во­прос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, сни­зу. Более сложный и веселый вариант — «жмурки». Ребе­нок в роли водящего.

 

«Подбери картинку или игрушку»

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребе­нок угадывает, что вы дела­ли, что звучало, и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

Изменение характера движений при изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания

О правилах игры надо пред­варительно договориться.

 

«Создаем мелодию»

Вступите в диалог с ребен­ком на инструментах — чере­дуйте «высказывания», вни­мательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурирован­ное, повторите его «реплику».

Продолжайте игру, пока ре­бенок не отработает свою внезапную находку.

 

«Громко—тихо»

Попросите ребенка произ­нести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, и потом разыграйте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

 

«Камертон»

Предложите ребёнку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

 

«Угадай, кто позвал?»

Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.

Усложнение:

  1. Все дети зовут водящего «Ау!» , а тот отгадывает, кто его звал.
  2. Водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребёнок по очереди произносит «Ау!»  то громко, то тихо – в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушёл в лес». Или: «Близко зовёт, от самой опушки»).

«Котёнок»

Логопед показывает детям игрушечного котёнка и просит внимательно послушать и запомнить, как мяукает, когда находится близко(громко), и как – когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котёнок.

Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: «близко» или «далеко».

Усложнение: Различение мяуканья, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Логопед объясняет, что котёнок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребёнок по очереди мяукает,  изображая страх, водящий отгадывает.

«Угадай, кто это?»

Детям раздают картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, козы и козлёнка,… Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

 

 

«Будь внимателен».

Перед ребёнком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребёнок поднимает зелёный флажок, неправильно- красный. Произносимые слова:

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т.д.

Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем.

Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка.

 

 «Незнайка запутался»

Логопед рассказывает историю про Незнайку, который нашёл много картинок и не может отобрать из них те, которые необходимы.

Помогите Незнайке и разложите на столе картинки( лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрёшка, картошка…)

1 задание: разложить по коробочкам картинки с изображёнными на них предметами, которые произносятся похоже;

2 задание: выбрать из определённой группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображённый на картинке, называет логопед).

 

 «Придумай слово».

Прослушайте слово и придумайте слова, которые звучат похоже (мышка-миска-мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза-коса, оса, лиса …)

 

 

 «Чем отличаются слова».

Рассмотрите пару картинок и назовите изображённые на них предметы (кит-кот, жук-сук, шар-шарф, Маша-каша, горка-норка …)

Определите разницу в звучании этих слов.

( логопед помогает наводящими вопросами)

 

 «Лишнее слово». Вариант 1

Логопед чётко произносит слова.

Назовите слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава

утёнок, котёнок, утёнок, утёнок

ком, ком, кот, ком

минута, монета, минута, минута

винт, винт, винт, бинт

буфет, букет, буфет, буфет

дудка, будка, будка, будка…

 

 «Лишнее слово». Вариант 2

Логопед произносит слова.

Назови слово, которое не похоже на остальные:

мак, бак, так, банан

сом,  ком, индюк, дом

лимон, вагон, кот, бутон

мак, бак, веник, рак

совок, гном, венок, каток

пятка, ватка, лимон, кадка

ветка, диван, клетка, сетка

каток, моток, дом, поток…

 

 «Моё слово»

Дано 3 картинки.

Назовите предметы.

Логопед произносит слово.

Определите, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное.

Картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка

 

картинки:  совок, вагон, гном; слова: дом, лимон, бидон загон, каток

 

картинки: калитка, дом, каток; слова: платок, листок, моток, гном, ком, улитка

 

 

Дифференциация слогов

Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками:

та-ка-па        па-ка-та

ка-на-па       га-ба-да

фа-ха-ка       ма-на-ва

ба-да-га       ка-ва-ха      аналогично – с гласными у,о,ы

 

 

Дифференциация слогов

Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости(2-3 слогов)

па-ба       та-да

по-бо       ка-га

пу-бу        фа-ва

са-за         шу-жу

 

па-ба-па        та-да-та      ва-фа-ва

по-бо-по       да-та-да      фа-ва-фа

пу-бу-пу        ка-га-ка       са-за-са

 

 

Дифференциация слогов

Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твёрдости:

па-пяпо-пёпу-пюпы-пи ……..

 

«Угадай, кто (что) это был(о).»

Даются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определённое звучание (например: корова-мычит ммм, тигр-рычит ррр). Логопед длительно (усложнение-кратко) произносит какой-либо звук .

Определите, кто это был, поднимая соответствующую картинку.

 

 «Какой звук лишний?»

Логопед называет  звукиа,у.

Запомните звуки.

Логопед называет ряд звуков, включающий другие гласные: э,ы, и, о.

Поднимите флажок только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию.

Аналогично игра проводится с согласными звуками (далёкими и близкими по акустическим характеристикам)

 

 «Различай и повторяй»

Повторяйте за мной только один определённый звук, только слоги с определённым звуком, только слова с заданным звуком.

«Повторяй за мной звук с» - звукоряд:з,с,ш,с…

Речевой материал может быть подобран по-разному, с учётом цели задания – выделение гласных звуков, согласных (твёрдых-мягких, звонких-глухих, свистящих-шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав…), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах – квазиомонимах…

 

Формирование фонематического анализа и синтеза.

  1. 1.     Выделите гласный (согласный ) звук из ряда других звуков.
  2. 2.     Выделите  слог с определённым звуком(поднимите флажок).
  3. 3.     Выделите из ряда слов слова с определённым звуком (поднимите флажок, отберите картинки).
  4. 4.     Назовите первый, последний звук в слове, определите местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.
  5. 5.     Определите последовательность и количество звуков в слове (придумайте слова, отберите картинки с определённым количеством звуков.).
  6. 6.     Определите местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приёмов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т.д.

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: