Версия для слабовидящих
«Огонёк»
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 2
Общая информация
«Значение чтения для детей»

Консультация для родителей

«Значение чтения для детей»

Консультация для родителей  «Значение чтения для детей»Более 150 лет назад, в России начали серьезно задумываться над тем, что и как читают люди. Это нужно было потому, что после отмены крепостного права стало бурно развиваться просвещение и к книге потянулись те социальные слои, которым ранее она была недоступна. Этот вопрос актуален и сейчас.

Нынешние дети и подростки стали читать меньше, и чтение в их шкале ценностей, как показывают социологические исследования, сместилось с первого на четвертое и даже седьмое место. Читать стали не только меньше, но и хуже под влиянием «клипово-пультового» отношения к книге. Выхватывают кусочки из текста, бросают, не дочитав до конца, не потрудившись вдуматься в написанное. Внимание скачет, «кнопочки» переключения не дают погрузиться в книгу. А ведь только «погружение» при неспешном чтении позволит впитать богатство мыслей и чувств, красоту слова – все то, что таит в себе книга.

Что читают ребенку взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитатели детского сада? Те, кто первыми приобщают малыша к чуду печатных страниц, иллюстраций, открывают неведомое, прекрасное, удивляют и радуют красотой родного слова. Чаще всего то, что сами любят и помнят с детства. В основном это сказки – народные и литературные, русские и зарубежные – и стихи классиков отечественной детской литературы: Барто, Маршака, Чуковского, Михалкова. Первые книжки в памяти многих не разделяются на «свои» и «чужие» (отечественные и зарубежные): «Красная шапочка» и «Золушка» идут наряду со сказками «Теремок», «Гуси-лебеди». Это свидетельствует о том, что на ранних ступенях читательского развития духовный мир ребенка формируют мировой фольклор и мировая литературная классика. Четкий водораздел между родной и неродной литературой возникает намного позже. И здесь четко проявляется невнимание к автору, которое тянется из детства. Многие относят сказки «Аленький цветочек» Аксакова и «Бременских музыкантов» Гримм к народным, путают Гауфа и Гофмана, Перро и Пьеро. Подобные факты говорят о том, что взрослые, читая детям, сами не обращают внимания на имя писателя и не прививают уважения к труду людей, создавших шедевры мировой литературы.

Без устали читая малышу стихи и сказки, с искренним интересом (иначе занятие теряет смысл) разглядывая вместе с ним картинки и комментируя их, вы делаете работу, которая важнее и эффективнее, чем вся последующая многолетняя работа с подросшими детьми в классе.

Именно сейчас и создается это богатство – естественный и стойкий интерес к книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью.… Упустишь этот момент детства – и понадобятся годы, специальные методики, чтобы достичь того, что у дошкольника создается так легко,- достаточно просто читать ребенку. Об этом же говорил В.А. Сухомлинский «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть».

Перестав читать, человек незаметно для себя может перестать быть Человеком с большой буквы или вовсе не сформироваться, если не полюбит книгу еще малышом.

Консультация для родителей  «Значение чтения для детей»У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьезной книги. Период тотального влияния электронных зрительных образов на ребенка начался в России сравнительно недавно. Проблема «Визуальная культура и ребенок» только начинает изучаться. Но аксиомой в ней является то, что мы не имеем права лишать ребенка всего того, что создано технической мыслью нашего века, как не имеем права не замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе. Причем внимание к этой проблеме должны проявлять все: от матери до исследователей.

Еще в 1960 г английским писателем Д.Б. Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, дает готовые поведенческие штампы, причем зачастую далеко не лучшие их образцы. Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня многие дети, идущие в школу, умеют читать и к семи годам успевают устать от постоянных упражнений в технике чтения. Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать ее роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребенка.

Практическое решение обозначенных проблем одно: СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ.

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: