ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ СЕЛИГЕРА»
Одаренность – это системное, развивающееся
в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком
более высоких, незаурядных результатов в одном
или нескольких видах деятельности по сравнению с
другими людьми.
1.ВВЕДЕНИЕ
Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.
2. Цель программы:
Выявление, формирование и развитие максимальной реализации способностей одаренных детей на основе создания технологии организации работы с одаренными детьми в детском саду.
3. Задачи программы:
4. Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:
– принцип учета возрастных возможностей;
– принцип развивающего и воспитывающего обучения;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
В обучении одаренных применяются четыре основных подхода:
1) Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности не представляется возможным.
2) Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности.
3) Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
4) Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у воспитанника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ.
5. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
1. Анализ и создание условий, необходимых для реализации программы.
2. Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей.
3. Создание базы данных об одарённых воспитанниках на основе комплексной оценки.
4. Переподготовка и повышение квалификации педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми).
5. Разработка нормативных документов, необходимых для осуществления работы с одарёнными детьми: Положений о деятельности НОУ, проведении недель (декад) по разным направлениям обучения.
6. Проведение общесадовских родительских собраний по темам «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?», «Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка, «Способности и интересы моего ребёнка».
7. Создание системы дополнительного образования по развитию детской одарённости через организацию и проведение занятий по интересам по следующим направлениям: спортивное, художественно-эстетическое, декоративно - прикладное.
8. Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства
9. Проведение мониторинга состояния работы с одарёнными детьми в детском саду.
Создание научно-методического совета, координирующего проведение мероприятий программы.
6. Стратегия работы с одаренными детьми
Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания программ, методов обучения и воспитании в сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.
Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета, деятельности.
Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.
Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов воспитанников, дискуссионное содержание.
7. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в детском саду
Направление деятельности |
Содержание |
Информационное обеспечение |
1. Нормативно-правовое обеспечение:
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы и т.п.) 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов. |
Организационно-методическое обеспечение |
1. Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми. 2. Повышение квалификации педагогов через систему тематических семинаров. 3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в детском саду. 4. Изучение обобщения опыта работы педагогов. 5. Мониторинг работы системы. |
8. Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:
Форма |
Задачи |
Наглядное моделирование |
Развитие умственных способностей ребенка: 1. Ознакомление с пространственными отношениями. 2. Развитие элементов логического мышления. 3. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой. 4. Развитие элементарных математических представлений. 5. Подготовка к обучению грамоте. 6. Конструирование. 7. Подготовка к сюжетно-ролевой игре. 8. Ознакомление с природой. 9. Ознакомление с элементарными физическими явлениями. 10.Изобразительное искусство. |
Спортивные мероприятия |
|
Экспериментальная мастерская |
|
Работа по индивидуальным планам |
|
Творческая группа |
|
Круглый стол |
|
Кружки, секции, тематические недели (декады), праздники, конкурсы |
|
9. Основные этапы реализации программы
1этап — диагностико - организационный (2012 г.)
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.
Задачи:
·Изучение нормативной базы, подзаконных актов по данной проблеме.
·Разработка программы работы с одаренными детьми.
·Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
·Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
Планируемые мероприятия:
1.Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса.
2.Изучение педагогами стратегий и технологий работы с одарёнными детьми.
3.Создание творческой лаборатории педагогов по работе с одаренными детьми.
4.Социально-психологическая и методическая подготовка педагогов детского сада, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми.
2этап — реализационный (2013 г.)
Цель:
апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
·Диагностика склонностей воспитанников.
·Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, декады), праздников.
·Формирование методической библиотеки детского сада по работе с одаренными детьми.
·Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.
Планируемые мероприятия:
1.Организация деятельности социально-психологической службы по работе с одаренными детьми.
2. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности.
3. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми.
4. Создание авторских или компилятивных программ, ориентированных на работу с одарёнными детьми.
3этап — аналитический (2014 г.)
Цель:
Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.
Задачи:
·Анализ итогов реализации программы.
·Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.
·Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
·Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы.
Планируемые мероприятия:
1.Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.
2.Коррекция проекта и уточнение программы.
3.Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект.
4.Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.
10. Ожидаемый результат
1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.
2. Повышение ответственности педагогов, социально-психологической службы детского сада при организации работы с одаренными детьми.
3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
4. Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.
5. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
6. Повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса воспитанников.
11. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам деятельности.
3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.
4. Рост профессионального мастерства педагогов, работающих с одарёнными детьми, отраженный в “портфолио” педагога-наставника.
5. Уровень социальной успешности воспитанников.
12. Мониторинг достижения запланированных результатов
1. Мониторинг успешности воспитанников детского сада по итогам года.
4. Тестовая диагностика личностного роста воспитанника.
5. Анализ достижений по направлениям учебно-воспитательной работы детского сада.
6. Тестовая диагностика удовлетворённости учебно-воспитательной подготовкой (родители).
Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети»