Версия для слабовидящих
«Огонёк»
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 2
Общая информация
ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ СЕЛИГЕРА»

78 Кб
скачать



ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ СЕЛИГЕРА»

Одаренность – это системное, развивающееся

в течение жизни качество психики, которое

 определяет возможность достижения человеком

более высоких, незаурядных результатов в одном

или нескольких видах деятельности по сравнению с

другими людьми.

1.ВВЕДЕНИЕ

Выявление  одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.  Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и  обучения одаренных детей в детском саду.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах  вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

2. Цель программы:

Выявление, формирование и развитие максимальной реализации способностей одаренных детей на основе создания технологии организации работы с одаренными детьми в детском саду.

3. Задачи программы:

  • Поиск и систематизация методов диагностики форм работы с одаренными детьми по развитию физических, творческих и интеллектуальных способностей;
  • Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей;
  • Создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей;
  • Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети»
  • Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей;
  • Организация объединений педагогов по реализации технологий работы с одаренными детьми;
  • Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада;
  • Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

4. Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:

– принцип учета возрастных возможностей;

– принцип развивающего и воспитывающего обучения;

– принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

В обучении одаренных применяются четыре основных подхода:

1) Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности не представляется возможным.

2) Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими  этих знаний, деятельности.

3) Обогащение.  Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

4) Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у воспитанника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ.

5. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

1.  Анализ и создание условий, необходимых для реализации программы.

2. Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей.

3. Создание базы данных об одарённых воспитанниках на основе комплексной оценки.

4. Переподготовка и повышение квалификации педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми).

5. Разработка нормативных документов, необходимых для осуществления работы с одарёнными детьми: Положений о деятельности НОУ, проведении недель (декад) по разным направлениям обучения.

6. Проведение общесадовских родительских собраний по темам «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?», «Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка, «Способности и интересы моего ребёнка».

7. Создание системы дополнительного образования по развитию детской одарённости через организацию и проведение занятий по интересам по следующим направлениям: спортивное, художественно-эстетическое, декоративно - прикладное.

8. Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства

  • преподавателей школ в качестве консультантов по вопросам исследований детей;
  • специалистов различных направлений и профилей других учебных учреждений (в том числе учреждений дополнительного образования).

9. Проведение мониторинга состояния работы с одарёнными детьми в детском саду.

Создание научно-методического совета, координирующего проведение мероприятий программы.

6. Стратегия работы с одаренными детьми

Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания программ, методов обучения и воспитании в сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета, деятельности.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов воспитанников, дискуссионное содержание.

7. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в детском саду

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • Положение: О проведении  предметных недель (декад)
  • О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы и т.п.)

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в детском саду.

4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы.

8. Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:

Форма

Задачи

Наглядное моделирование

Развитие умственных способностей ребенка:

1.  Ознакомление с пространственными отношениями.

2.  Развитие элементов логического мышления.

3.  Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

4.  Развитие элементарных математических представлений.

5.  Подготовка к обучению грамоте.

6.  Конструирование.

7.  Подготовка к сюжетно-ролевой игре.

8.  Ознакомление с природой.

9.  Ознакомление с элементарными физическими явлениями.

10.Изобразительное искусство.

Спортивные мероприятия

  • Развитие физических способностей .

Экспериментальная мастерская

  • Выявление новых способностей у детей путем внедрения новых педагогических технологий.

Работа по индивидуальным планам

  • Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка

 

Творческая группа

  • Повышение профессионального мастерства через систему тематических семинаров, обобщение опыта педагогов;
  • Создание и систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме;
  • Стимулирование педагогической поддержки одаренных детей

 

Круглый стол

  • Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
  • Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
  • Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

 

Кружки, секции,

тематические недели (декады), праздники, конкурсы

  • Создание условий для самореализации одаренных детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей

9. Основные этапы реализации программы

1этап — диагностико - организационный (2012 г.)

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.

Задачи:

·Изучение нормативной базы, подзаконных актов по данной проблеме.

·Разработка программы работы с одаренными детьми.

·Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

·Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

Планируемые мероприятия:

1.Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса.

2.Изучение педагогами стратегий и технологий работы с одарёнными детьми.

3.Создание творческой лаборатории педагогов по работе с одаренными детьми.

4.Социально-психологическая и методическая подготовка педагогов детского сада, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми.

2этап — реализационный (2013 г.)

Цель:

апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

·Диагностика склонностей воспитанников.

·Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, декады), праздников.

·Формирование методической библиотеки детского сада по работе с одаренными детьми.

·Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.

Планируемые мероприятия:

1.Организация деятельности социально-пси­хологической службы по работе с одаренными детьми.

2. Внедрение педагогических технологий развития детс­кой одаренности.

3. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми.

4. Создание авторских или компилятивных программ, ориентированных на работу с одарёнными детьми.

 

3этап — аналитический (2014 г.)

Цель:

Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.

Задачи:

·Анализ итогов реализации программы.

·Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.

·Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

·Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы.

Планируемые мероприятия:

1.Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.

2.Коррекция проекта и уточнение программы.

3.Дополни­тельная апробация изменений, внесенных в проект.

4.Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.

10. Ожидаемый результат

1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.

2. Повышение ответственности педагогов, социально-пси­хологической службы детского сада при организации работы с одаренными детьми.

3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

4. Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.

5. Создание атмосферы заинтересованности и добро­желательного отношения к одаренным детям.

6. Повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса воспитанников.

11. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях  разного уровня и творческих конкурсах.

2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам  деятельности.

3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.

4. Рост профессионального мастерства педагогов, работающих с одарёнными детьми, отраженный в “портфолио” педагога-наставника.

5. Уровень социальной успешности воспитанников.

12.  Мониторинг достижения запланированных результатов

1. Мониторинг успешности воспитанников детского сада по итогам года.

4. Тестовая диагностика личностного роста воспитанника.

5. Анализ достижений по направлениям учебно-воспитательной работы детского сада.

6. Тестовая диагностика удовлетворённости учебно-воспитательной подготовкой (родители).

Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети»

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в областях, к которым у них есть способности.
  • Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
  • Внедрение в образовательное пространство детского сада  альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
  • Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: